Плюсы и минусы работы методиста в доу. Профессия методист детского дошкольного учреждения. Некоторые образцы рабочей документации

Профессия методиста сегодня весьма востребована. Ведь именно от него зависит успешная организация педагогической деятельности. Благодаря методисту распределяется нагрузка преподавателей и учеников. Он творчески подходит к работе, отличается компетентностью и культурным общением. Какие же должностные обязанности методиста? В каких учреждениях он работает? Читайте далее.

Профессия методист

Любое образовательное учреждение нуждается в специалисте, который организует работу и сможет вести документацию профессионально. Поэтому в таких сферах работает методист. Он не общается с учениками или родителями. Однако описывает организационные моменты, которые необходимы для учреждения.

Методист организовывает педагогическую деятельность, учит преподавателей определённым занятиям и на наглядном материале демонстрирует эффективность и правильность успешной работы.

Чтобы стать методистом, необходимо пройти нелёгкий путь. Чаще всего назначают на эту должность преподавателя с большим опытом работы. В первую очередь назначенный человек должен знать и понимать должностные обязанности методиста. Однако администрация учитывает и другие факторы. Всё зависит от того, насколько хорошо преподаватель ориентируется в плане работы, в организационных моментах и в обучении.

Где может работать методист

Как говорилось ранее, такие специалисты нужны в образовательных учреждениях. Это детские сады, школы, колледжи, университеты, дома культуры. Везде, где есть преподаватели и ученики.

Специального обучения на методиста не бывает. Им может стать любой человек, который прошёл от самых низов, понимает специфику работы и должностные обязанности.

Часто администрация не видит полной занятости сотрудника и старается загрузить его ещё больше. Например, организовать мероприятие, пообщаться с родителями и т. д. На каждом месте у методиста свои обязанности, которые обговариваются при приёме на работу. Лучше всего заключить договор, чтобы в будущем администрация не добавила дополнительный объём труда при такой же заработной плате.

Обязанности методиста детского сада

Как правило, старший воспитатель дошкольного учреждения со временем становится правой рукой заведующей. Методист организовывает и курирует педагогическую работу. Он проверяет перспективные и календарные планы, посещает занятия, контролирует учебный процесс, составляет расписание и т. д.

Методист обязан консультировать воспитателей, помогать им и направлять в нужное русло. У него в кабинете должна находиться вся необходимая литература для преподавателей. Когда заведующая отсутствует, методист берёт на себя её обязанности и руководит детским садом.

На эту должность не будут назначать человека с улицы. Сначала необходимо себя зарекомендовать и иметь опыт работы воспитателя не меньше пяти лет. Довольно часто методист вызывает к себе воспитателей и проводит с ними беседу по новым методикам или открытым занятиям. Также в его обязанности входит следить за игрушками и недостающим материалам в группах, а на педагогическом совете решать эти вопросы.

Должностные обязанности методиста детского сада обширны. Именно поэтому приходят на такую должность только те воспитатели, которые имеют значительный опыт и стаж работы.

Чем обязан заниматься методист в школьном учреждении

Педагогические работники иногда нуждаются в помощи определённых форм и методов обучения. Для этого и нужен методист. Он помогает разрабатывать методические материалы, планирует подготовку в повышении квалификации всех сотрудников.

Методист составляет планы и программы, которые необходимы для уроков. Он разрабатывает и готовит к утверждению документацию и дидактические материалы. Любые конкурсы, выставки или олимпиады организовывает методист. Вся документация сдаётся директору или заместителю для утверждения.

Если при школе есть дополнительные образования кружки или секции, он помогает укомплектовывать группы.

Кроме вышеперечисленного, методист участвует в разработке и сам создаёт пособия и материалы для учебного процесса. Необходимо знать все должностные обязанности методиста школы. Все они зависят от специализации учреждения и их требований.

Обязанности инструктора-методиста

Специалист этой категории назначается директором. В должностные обязанности инструктора-методиста входят теория и методика физического воспитания. Он специализируется в области лечебной физкультуры. Методист-инструктор оценивает и исследует физическое развитие и работоспособность человека.

Специалист по лечебной физкультуре разрабатывает индивидуальные массажи и гимнастические упражнения, эффективные занятия для здоровья. Он контролирует медицинский персонал, т. е. то, насколько качественно проводятся процедуры и упражнения.

Методист-инструктор распространяет современную методику и обучает медицинских сестёр правильному восстановлению здоровью. Часто его приглашают доктора на осмотр больного, чтобы лучше и качественнее определиться с методикой и планом реабилитации.

Обязанности методиста в Доме культуры и отдыха

Очень часто детям и взрослым предлагается провести свой досуг не на улице, а в заведении. Это такое учреждение, где есть много разнообразных кружков: танцы, пение, цирковая группа и мн. др. Как правило, такое заведение называют домом или дворцом культуры.

Для того чтобы в учреждении был порядок, работает методист. Должностные обязанности методиста Дома культуры обширные: он помогает набирать группы, чтобы было в них достаточное количество человек. Старается правильно организовать работу, разрабатывает и организовывает учебные планы.

Когда готовятся сценарии и концерты, методист принимает в них участие. Занимается организацией дидактических материалов и составлением планов.

Методист обязан творчески подходит к процессам, так как от него зависит очень многое. Бытует мнение, что должностная обязанность методиста культуры совсем несложная. Однако такое мнение ошибочное. Ведь даже самая простая организация праздника – сложный и трудоёмкий процесс.

Права методиста

У любого специалиста есть не только обязанности. Нельзя скидывать со счетов и его права. Методист имеет право знать про новые проекты, которые выдвинул директор заведения. Все вопросы, касающиеся его деятельности, он может выносить на рассмотрение руководителя или администрации. Методист имеет право предложить план улучшения работы и сделать замечания сотрудникам, если они неправильно что-то делают.

Для того чтобы выполнять свои обязанности, специалист по методическому обучению имеет право запросить у директора информацию или документы, которые касаются непосредственно его деятельности. Также он может привлечь педагогов к решению определённых задач, что были возложены дирекцией.

Ответственность методиста

У методиста есть не только права и обязанности. На него возлагается большая ответственность за весь учебный процесс. То есть если должностные обязанности не выполнены, спрашивать будут не с преподавателя, а с методиста. Ведь в законодательстве описаны все пункты. Поэтому методист обязан их придерживаться.

Если кто-то из сотрудников нарушил права, ответственность несёт методист. Он обязан общаться с преподавателями и объяснять им каждую инструкцию.

Кто слушал лекцию, обязан расписаться, что он действительно услышал методиста и сделает всё правильно.

Если причинён материальный ущерб, касающийся деятельности методиста, он несёт ответственность. Вся документация, которая ведётся специалистом, должна быть в порядке, ведь в любое время её может потребовать директор. Если она не готова, или методист по какой-либо причине не стал заполнять формы, бланки или отчёты, специалист может быть наказан лишением премии. Всё зависит от того, насколько важна документация на данный момент.

Заключение

Должностные обязанности методиста дополнительного образования, школы, детского сада, Дома культуры, конечно, отличаются. Однако для всех существует одно требование – творческий подход. Очень часто методист считается правой рукой руководителя. Ведь он помогает в решении многих организационных вопросов.

Методист может и сам разрабатывать уникальные планы для обучения. Всё зависит от места работы и требований конкретного учреждения. Поэтому если человек придёт устраиваться методистом, должны изначально оговариваться права, обязанности и ответственность. Чаще всего заключается договор, и обе стороны (начальник и подчинённый) придерживаются его и не выходят за обозначенные в нем рамки.

Методист – сложная профессия. Ведь нелегко общаться с большим количеством людей, учитывая, что у каждого человека разный характер. Именно поэтому методист должен быть общительным и неконфликтным.

Описание работы: Предлагаю вам опыт работы по внедрению инновационной деятельности в педагогический процесс детского сада через различные формы методической работы. Данный материал будет полезен методистам, старшим воспитателям детских садов. Этот опыт работы способствует повышению качества образованности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства.

Инновационная деятельность в работе методиста детского сада

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более недопустимыми становятся недостатки и ошибки в воспитательно-образовательной работе детского сада, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Чтобы сломать стереотипы, мешающие развитию детского сада, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

В современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы. Прежде чем начать поиск необходимых инноваций, вырабатывается ряд основных правил работы с педагогами, которые способствуют созданию более эффективной модели методической деятельности.

Моделируя комплекс задач методической работы в детском саду, необходимо за основу взять модель профессионально значимых функциональных качеств педагога. В связи с этим выделяем следующие три группы взаимосвязанных функций методической работы:

1) функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту;

2) функции детского сада по отношению к педагогическому коллективу;

3) функции по отношению к конкретному педагогу и воспитателю.

Все эти функции имеют свои конечные результаты, причём первые две группы «работают» в конечном счете, на третью, так как именно её реализация приближает дошкольное учреждение к решению задач, связанных с инновационными изменениями в детском саду.

Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторские), приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития). (Рис. 1)

Модель, которая способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя в нашем детском саду следующие инновационные группы:

1) творческая группа педагогов;

2) научно-методический совет;

3) группа педагогов-наставников;

4) группа информационной поддержки;

5) городское методическое объединение «Развитие речи у дошкольников», руководителем которого я являлась.

Использование такой модели даёт возможность получать следующие результаты:

· обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;

· совершенствование форм организации методической работы;

· модернизация управления качеством образования;

· рост профессиональной и методической компетентности педагогов, повышение уровня их готовности к инновационной деятельности;

· подготовка инновационной методической продукции (перспективное планирование по инновационным направлениям, методические разработки, создание проектов и авторских программ).

Нормативно-правовая база для организации деятельности таких подразделений включает в себя:

· Приказ на создание группы.

· Положение об инновационной группе.

· План работы группы на текущий год.

· Протоколы заседаний.

· Экспертное заключение на инновационную методическую продукцию, созданную участниками инновационных групп (проекты, методические рекомендации, авторские технологии и др.).

Алгоритм деятельности инновационных групп

1. Творческая группа.

В её состав входят педагоги детского сада, имеющие разный стаж педагогической работы (5 лет и более).

Данная группа отвечает за создание условий, успешное внедрение и использование новых программ и технологий. В начале учебного года группой разрабатывается и утверждается план работы на текущий год. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.

Результаты работы.

Проводятся семинары-практикумы, «круглые столы», консультации, взаимопосещения непосредственно образовательной деятельности, мастер-классы, деловые игры, тренинги, «мозговой штурм», диспуты, дискуссии.

Разработано перспективное планирование по программе Т.А. Сидорчук «Программа формирования творческих способностей дошкольников», конспекты занятий по ТРИЗ технологии, пособия и игры, а также накоплены материалы по словесному творчеству детей по данной технологии. Опыт работы по использованию этой программы был представлен на городских и окружных мероприятиях (4 воспитателя принимают участие в этом конкурсе). В методическом кабинете детского сада имеется «копилка» проектной деятельности с воспитанниками разных возрастных групп.

Создание и внедрение в педагогический процесс авторских программ по дополнительному образованию и программы «Путеводные огоньки доброты» педагога-психолога детского сада (данная работа педагога стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Я - педагог»).

2. Научно-методический совет.

В него входят педагоги детского сада, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и более.

НМС отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в дошкольном учреждении, за создание условий для успешного решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных проектных документов (программа развития, основная общеобразовательная программа, исследовательские проекты, организация мероприятий по плану работы детского сада в режиме функционирования и развития), проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами. В начале учебного года группой разрабатывается и утверждается план работы на текущий год. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.

Результаты работы.

Созданы программа развития на 2010 - 2013 учебный год, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования с учётом ФГТ, исследовательские проекты по комплексно-тематическому планирования и план мероприятий по плану работы детского сада.

3. Группа педагогов-наставников.

Группа отвечает за формирование уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции молодых специалистов. Оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь начинающим педагогам в следующих аспектах:

· в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса;

· в проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;

· в формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;

· в формировании умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия для их решения;

· в формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.

В начале учебного года группой наставников разрабатывается и утверждается общий план работы с молодыми специалистами на текущий год. Кроме этого, каждым педагогом-наставником разрабатывается индивидуальный план работы, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей молодого педагога. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.

Результаты работы.

В детском саду четыре начинающих педагога. За каждым из них закреплён педагог-наставник и составлен план индивидуальной работы с молодым педагогом по следующим направлением: посещение непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов; профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать; план мероприятий, необходимых для решения выявленных проблем; тема для самообразовательной работы. Итоги работы педагогов-наставников заслушиваются на педагогическом совете.

4. Группа информационной поддержки.

Информатизация образовательного процесса осуществляется на базе разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, ведущее положение среди которых занимает компьютер.

В состав информационной группы входят педагоги, имеющие достаточно высокий уровень владения компьютерными технологиями. Группа информационной поддержки оказывает помощь в организации методической работы. Она работает в тесном контакте не только с администрацией детского сада, но и с руководителями всех вышепредставленных инновационных групп. Данная группа педагогов осуществляет свою деятельность второй год.

Направления работы группы информационной поддержки:

· организация электронного документооборота;

· формирование и ведение баз данных;

· подготовка дидактических материалов;

· оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию;

· широкое использование интернет-ресурсов;

· создание видеотеки, постоянно пополняющейся видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий;

· компьютерное сопровождение мероприятий ДОУ (педсоветов, семинаров, родительских собраний), создание презентаций, оформление раздаточного материала.

Результаты работы.

Все созданные с помощью компьютерных программ материалы: презентации, видеоролики, пособия, разработки, информационные материалы для родителей в виде буклетов, памяток, публикации в СМИ пополняют методическую копилку детского сада, систематизируются и используются в работе.

5. Методические объединения.

Одна из самых распространённых форм коллективной методической работы - методические объединения. В нашем дошкольном учреждении было создано методическое объединение по развитию речи дошкольников с 2005 года под моим руководством. Заседания методических объединений проводились раз в месяц в соответствии с общим планом и учётом циклограмм, однако их деятельность не сводилась только к этим заседаниям, она носила повседневный характер, и это являлось большим достоинством данной формы работы. На этом объединении рассматривались вопросы по изучению и внедрению Программы формирования творческих способностей дошкольников Т. А. Сидорчук.

Все педагоги нашего детского сада в 1998 г. прослушали курс лекций и семинаров Т. А. Сидорчук и много лет плодотворно сотрудничали с ней и НМЦ «Садко» № 242 города Ульяновска. С детьми наработан материал по словесному творчеству детей: альбомы с придуманными сказками, рассказами, небылицами, картотеки с загадками, стихами. Изготовлены пособия, игры по развитию творчества дошкольников в разных видах деятельности. (Опыт работы по внедрению ТРИЗ технологии 4 воспитателя представляли на Всероссийский конкурс «Я - педагог» и стали Лауреатами).

С 2005 года я являлась руководителем городского методические объединения «Развитие речи дошкольников». Это объединение посещали воспитатели других детских садов города, интересующиеся данной проблемой и имеющие индивидуальную методическую тему по развитию речи своих воспитанников. Заседания проходили три раза в год. Каждое заседание методического объединения включало в себя как теоретическую часть - доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую - проведение занятий и их обсуждение, практикумы, выполнение планов самообразования педагогов, выставки, мастер-классы, подведение итогов творческих и конкурсных детских работ. В работе городского методического объединения принимали активное участие и педагоги нашего детского сада, делясь своим опытом работы, в том числе и по внедрению ТРИЗ технологии. На данный период на городском уровне работает методическое объединение для логопедов и мастер-классы для воспитателей.

Кроме участия в работе методических объединений в детском саду разработана и реализуется целая система самообразования, включающая следующие формы:

· курсы повышения квалификации по именным образовательным чекам СИПКРО;

· посещение городских методических объединений, сообществ и мероприятий;

· обучение на семинарах, тематических курсах, научно-методических конференциях, проводимых окружными и районными методическими службами;

· самообразование педагогов по индивидуальной методической теме;

· обучение в педагогических ВУЗах, педагогических колледжах;

· аттестация педагогов;

· участие в работе инновационных групп и внедрение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс детского сада.

Совместно с педагогами детского сада мы принимаем активное участие во всех мероприятиях - всероссийских, областных, окружных, городских и внутри детского сада.

Таким образом, функционирование инновационных групп а, следовательно, и работа всего педагогического коллектива в целом (все педагоги равномерно распределены по подразделениям), способствуют повышению качества образованности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства. Каждый педагог в течение учебного года участвует во многих мероприятиях, причём не только в качестве слушателя или участника, но и в роли организатора или докладчика. У каждого педагога, благодаря использованию такой модели организации методической работы в детском саду, появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального, творческого и личностного роста.

1.1. Основной задачей старшего воспитателя является методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада.

1.2. Старший воспитатель назначается и освобождается от занимаемой должности приказом заведующей по детскому саду в установленном порядке.

1.3. Старший воспитатель руководствуется в своей работе «Образовательной программой ГОУ № 2440» , постановлениями и решениями вышестоящих организаций по вопросам дошкольного воспитания.

1.4. Старший воспитатель подчиняется непосредственно заведующей детским садом.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

2.1. Старший воспитатель назначается из числа лиц, имеющих высшее педагогическое (факультет дошкольной педагогики) или среднее педагогическое образование (дошкольный факультет) и стаж работы не менее трех лет.

3.1. Старший воспитатель осуществляет методическое руководство учебно-воспитательного процесса.

3.2. Обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах.

3.4. Оказывает методическую помощь воспитателям.

3.5. Организует работу методического кабинета в детском саду, обобщает инструктивно-методический материал по воспитанию и обучению детей.

3.6. Изучает и обобщает передовой опыт по воспитанию детей, организует обмен опытом работы между педагогическими работниками

3.7. Проводит консультации для воспитателей, специалистов с целью оказания им практической помощи.

3.8. Разрабатывает предложения по повышению эффективности образовательного процесса и методической работы.

3.9. Систематизирует методические и составляет информационные материалы.

3.10.Выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей.

3.11.Обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в работе педсоветов, следит за выполнением принятых решений.

3.12.Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.

3.13.Осуществляет подбор методических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей.

3.14.Составляет план работы на год, при необходимости готовит пособия.

3.15. Подменяет воспитателей в группах в период острой производственной необходимости.

3.16. Готовит материалы на конкурсные мероприятия округа, города, участвует в методических мероприятиях города, округа.

3.17. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.

3.18. Постоянно повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, путём самообразования.

3.19. Выписывает счета на игрушки, канцтовары, организует их получение и выдачу на месте, является материально-ответственным лицом.

3.20. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медосмотр, лабораторные обследования.

4.1. Требует от воспитателей, музыкального руководителя, воспитателя ФИЗО выполнения своих обязанностей.

4.2. Не выполняет работы, непредусмотренные настоящей должностной инструкцией.

5.1. Несет ответственность за методическую работу по выполнению учебно-воспитательной программы.

5.2. За несоблюдение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

5.3. За сохранность имущества и пособий методического кабинета.

5.4. За невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) __________________________________________

Функциональная и должностная обязанность методиста. Чем занимается методист? Должностная инструкция методиста


О том, что существует такая должность в любом образовательном учреждении, как методист, слышали многие. Но так как напрямую методисты не контактируют ни с учащимися, ни с их родителями, многим просто непонятно, что же входит в обязанности этого человека?

Тот, кто помогает системе работать


Методист - это специалист, в обязанности которого входит постоянный и последовательный контроль над организацией работы учреждения, в котором он трудоустроен, а также ведение всей необходимой документации, проведение разных мероприятий. Говоря простыми словами, методист - это не просто винтик большой системы любого института, это ключик, который обеспечивает бесперебойную работу всей системы.

Без методиста сложно представить себе любой детский садик, школу или вуз, ведь в обязанности воспитателей и преподавателей не входит налаживание максимально идеального графика работы каждого из них или поиск решения, если вдруг кто-то не может выйти на работу - этим занимается методист, именно благодаря ему хрупкие организационные звенья никогда не прерываются.

Где можно встретить методиста?


Ошибочное мнение, что методисты работают только в образовательных учреждениях, ведь, например, в больших турфирмах также есть свои методисты, просто в их обязанности будет входить организация предоставления услуг потенциальным потребителям, а также информирование руководящего и исполнительного звена об изменениях на рынке подобных услуг. То есть функциональные обязанности методиста напрямую зависят от специфики работы учреждения, в котором он работает. Именно поэтому работодатели, которые ищут подходящую кандидатуру на должность методиста, предпочитают людей с опытом работы, ведь молодым специалистам нужно время на изучение тонкостей конкретной сферы деятельности.

Но, с другой стороны, юному специалисту намного проще изучить специфику деятельности организации, к тому же для него работа с компьютером и информационными системами - обычное дело, а они значительно упрощают деятельность, а вот для методистов с опытом изучение программного обеспечения может стать целой проблемой.

Образование


Должностная инструкция методиста гласит, что на подобную вакансию может претендовать только человек с высшим образованием данного профиля. Есть, конечно, курсы, которые также обещают сделать из любого человека хорошего методиста, но, как показывает практика, только курсы - это не тот уровень образования, при котором можно рассчитывать на хорошо оплачиваемую должность.

Намного проще занять место методиста, если, помимо специального образования, кандидат имеет еще и смежное, которое напрямую связано с деятельностью организации, куда он подает свое резюме.

Личностные характеристики, которыми должен обладать методист

Должностная обязанность методиста подразумевает постоянный контроль за организацией деятельности всей системы учреждения и каждого отдельного человека. То есть это достаточно сложная работа, для которой не каждый человек подойдет. Есть ряд требований, соответствие которым является признаком того, что человек будет хорошим и надежным методистом:

  • Внимательность: в обязанности методиста в основном входит монотонная работа, которая требует особенной концентрации внимания. Рассеянному человеку или невнимательному будет сложно длительное время выполнять подобные обязанности.
  • Усидчивость: методист должен отдавать немало времени регулярному контролю за системой выполнения всех норм и требований деятельности сотрудников своей организации.
  • Самоконтроль: в реальной жизни почти невозможно проконтролировать работу методиста, ведь ее сложно задокументировать или формализовать. Несмотря на то что обязанности методиста достаточно трудоемкие, люди, которые абсолютно не разбираются в специфике данной профессии, могут считать, что методист вообще мало чем занимается. Именно поэтому ему поручают еще и дополнительные задания в виде помощи другим в организации или документировании. Так что нужно иметь высокий уровень самоконтроля, чтобы и свои обязанности выполнять, и новым поручениям внимание уделять.
  • Быть творческой личностью: так как в образовательных учреждениях «под крыло» методиста отдают еще контроль над кружками и проведением разнообразных мероприятий, без хорошей фантазии не обойтись.

Что еще должен знать методист?


Современная должностная инструкция методиста подразумевает также, что он должен владеть компьютером на уровне опытного пользователя. Ведь это значительно упрощает контроль над расписанием «подопечных» ему сотрудников.

Должностная обязанность методиста также уточняет, что настоящий профессионал должен не только владеть информацией о законодательной базе, которая регулирует деятельность его организации, но и оперировать ею.

Изучение самых современных методик преподавания и учебных пособий - это прямой путь к максимальному совершенствованию своих навыков на должности методиста.

Перспективы карьеры


Понятно, что на одной должности никто задерживаться долго не хочет. Есть ли какой-то карьерный рост у тех людей, которые занимают место методиста? Ответ прост - есть, только он возможен не во всех институтах, в которых работают методисты. В больших учреждениях хорошие методисты очень скоро становятся заведующими отделений, на это может рассчитывать, например, методист в детском саду. А вот в турагентстве руководителями становятся люди с высшим, чаще экономическим, образованием, ведь без понимания принципов работы экономики и рынка здесь не обойтись.

Лучшие методисты - женщины


Хотя нет ни одного документа, в котором бы черным по белому было прописано, что стоит брать на должность методиста представительниц прекрасной половины человечества, все же статистика уверенно твердит, что среднестатистический мужчина хуже справляется с подобными обязанностями, чем женщина-методист. Чем занимается такой специалист, мы уже разобрали, и уже по обязанностям видно, что для женщины они подходят больше.

Немного о деятельности, которая не связана с контролем и организацией


Многих современных молодых людей привлекает подобная должность. В эпоху компьютеризации большинство этапов контроля можно автоматизировать. Тем самым сократив траты времени на рутинную организацию из-за мелких изменений. А вот возможность организовать торжества и мероприятия - это уже интересное занятие, которое подходит для творческих личностей. Должностная обязанность методиста подразумевает также то, что он должен заниматься информационной работой, то есть популяризовать учреждение, в котором он работает, что также можно считать достаточно интересным занятием. Хороший методист должен быть усидчивым фантазером - две противоположности в одном флаконе.

Функции методиста в каждом отдельном учреждении будут объяснены уже конкретно во время собеседования. Ведь специфика деятельности может быть абсолютно разной, даже опыт работы методистом в детском саду может быть абсолютно бесполезным, если вы будете пробовать устроиться на эту же должность в университет, например.

Так что нужно быть готовым к тому, что придется погрузиться в изучение массы новой информации, правил, законов и норм, чтобы результативность вашей деятельности была максимально высока, это предусматривает должностная обязанность методиста в любом учреждении.

И пару слов об оплате…

Методист - это не та профессия, на которой можно, как говорится, заработать свой первый миллион. Но это прекрасный вариант для тех людей, кого устраивает тихое, уютное место работы и уверенность в завтрашнем дне. Среднестатистическая заработная плата методиста будет составлять около 2,5-3,5 прожиточных минимумов и выше, что, в принципе, тоже неплохо.

Так что профессию методиста можно считать достаточно перспективной. К тому же она востребована на современном рынке труда, то есть серьезных проблем с трудоустройством у настойчивого человека с соответствующим образованием возникать не будет.

Должностная инструкция методиста


I. Общие положения

1. Методист относится к категории специалистов; назначается на должность и

освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению

2. На должность методиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы (от 2 до 5 лет; от 5 до 8 лет; от 8 до 12 лет; свыше 12 лет) или стаж работы в должности методиста (инструктора-методиста) не менее (1 года; 3 лет) или квалификационную категорию (II, I, высшую)

3. Назначение на должность методиста (инструктора-методиста) и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению

4. Методист должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Принципы дидактики.

4.5. Основы педагогики и возрастной психологии.

4.6. Общие и частные технологии преподавания.

4.7. Методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.

4.8. Систему организации образовательного процесса в учреждении.

4.9. Принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.

4.10. Методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях.

4.11. Принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений.

4.12. Основы работы с издательствами.

4.13. Принципы систематизации методических и информационных материалов.

4.14. Основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката.

4.16. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Методист подчиняется непосредственно (директору учреждения,иному должностному лицу)

6. На время отсутствия методиста (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

1. Организует методическую работу образовательных учреждений, фильмотек, методических, учебно-методических кабинетов (центров).

2. Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

3. В учреждениях дополнительного образования участвует в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся.

4. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения.

5. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений.

6. Составляет учебные, учебно-тематические планы и программы по дисциплинам и учебным курсам.

7. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий (учебных дисциплин, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.).

8. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений.

9. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта руководителей и специалистов учреждений.

10. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников.

11. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т.д.

12. Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждений образования по соответствующим направлениям деятельности.

13. Участвует в организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям.

14. Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования.

15. Участвует в разработке перспективных планов издания учебников, учебных пособий, методических материалов, подборе их авторов.

17. Информирует учебно-методические кабинеты и образовательные учреждения об издающихся учебниках, учебных пособиях, видеоматериалах, аудиовизуальных и других средствах обучения и анализирует потребность в них учреждений.

18. Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта.

19. Организует обслуживание абонентов фильмотеки и изучение содержания пособий.

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

Методист несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Заходите: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 37, офис 601 .

Методист в детском саду. Секреты успешной работы.

Методист в детском саду — как режиссер в театре. Разработка занятий, сценариев, программ — методист отвечает за все, что делает пребывание ребенка в детском саду интересным, познавательным и развивающим. Секрет успешной деятельности методистом раскрыла Наталья А. Логинова, которая имеет большой опыт работы в детском саду.

Н.А.: — Так распорядилась сама жизнь. Начинала свою педагогическую деятельность с работы воспитателем, потом учителем, завучем, методистом. У меня были хорошие учителя. Алещенко Наталия Ивановна – педагог-психолог, директор школы, которая «вырастила» не одно поколение творческих педагогов. Благодаря ей я обрела уверенность и получила знания не только педагогические, но и жизненные. Василькова Татьяна Викторовна. Замечательный руководитель детского центра, которая обучает не только детей, но и педагогов, вдохновляя их на деятельность собственным примером. Я учусь и у нее. Это некий генератор идей, которые она вырабатывает и осуществляет вместе с педагогами. Вот такие люди и «куют» квалифицированные кадры.

Методист – это только должность. А сама деятельность зависит от человека, который работает на этой должности, от окружения и желания получать удовлетворении я от своей работы.

— Расскажите, пожалуйтса, как рождаются сценарии?

Н.А.: — Появление сценариев занятий – это творческий процесс, основанный на опыте и интересе. Сейчас много доступной педагогической литературы, но не всегда описано то, что подходит именно тебе. Поэтому, применяя свои знания, беря что-то новое, можно создать своё. Как говорится, «все новое – хорошо забытое старое». Вот на основе полученных уроков и знаний и создаются свои сценарии.

— Есть ли некие проверенные приемы, которые всегда проходят на «ура» среди детей?

Н.А.: — Так как ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра, то на «ура» проходят занятия с использованием игровых приемов.

Учить играя – вот секрет успешных и интересных занятий.


«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», — так говорил В.А. Сухомлинский.

Провести простое классическое занятие не составляет труда для многих педагогов. А вот сделать его интересным, используя ролевую игру, некую игровую ситуацию, хитро переплести нити обучения и игры, применить нестандартные приемы обучения, через путешествия и секреты прийти к открытию, найти «изюминку» занятия в детском саду – вот те немногие беспроигрышные методы, которые помогают проводить любые занятия в детском саду на «ура».

Н.А.: — В работе руководствуюсь правилом: для того, чтобы иметь право учить кого-то, надо постоянно учиться самому. Ещё Сенека высказал эту мысль: «Уча других, мы учимся сами». Педагогическая литература, семинары, тренинги, общение с педагогами – все это благодатная почва для получения информации.

К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания». Вот эти специальные знания, которые можно получать на различных курсах, конференциях, встречах и являются источником информации. А также, сейчас много доступной литературы, компьютерных программ, образовательных сайтов, где можно найти много полезной информации.

— Какими своими разработками Вы особенно гордитесь?

Н.А.: — Конечно. В 2000 году вышла моя книга- методические рекомендации по работе с графическими диктантами, которая так и называется — «Графические диктанты», а также, рабочая тетрадь «Игры в клеточках» для детей, на основе методических рекомендаций «Графические диктанты». В 2005 году – сборник «Игры и игровые ситуации на уроке и после». Книга, адресованная, прежде всего учителям информатики, работающим со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также, воспитателям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и родителям.

Есть неизданные работы по организации здоровьесберегающего обучения. И, конечно, за многие годы работы накопилось много интересного педагогического материала: разработки интегрированных уроков информатики и английского языка, информатики и ИЗО, сценарии, написанные совместно с коллегами, разработки занятий, альбомы поделок….

Н.А.: — Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал ещё Я.А. Коменский. Существует классическая схема структуры урока (занятия). Плюс к ней добавляются методы и приемы здоровьесберегающего обучения и немного мотивации. «Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». Мотивация, по мнению психологов, является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

— Возникали ли у вас когда-либо конфликтные ситуации с педагогами или воспитателями относительно разработок и как их удавалось решить?

Н.А.: — Нет. Конфликтов не было. Моя жизненная позиция такова:

  • первое: четко реши, чего ты хочешь от жизни;
  • второе: обдумай хорошенько, что для этого надо сделать;
  • третье: иди и делай, но помни: не поступай с людьми так, как ты не хочешь, чтобы они поступали с тобой!

Я считаю, что любое занятие – это полет фантазии педагога, его стиль работы, его умения и знания. Это приветствуется и уважается. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». На помощь педагогам приходят масса разработок и методичек на «любой вкус». Я стараюсь создать в отношениях между педагогами атмосферу добра, взаимовыручки, помощи друг другу, они делятся друг с другом своими «находками», приемами, знаниями и умениями. Что позволяет сплотить коллектив, сделать его дружным.

А потом, есть законы, документы, на которые можно всегда сослаться при разрешении конфликтных ситуаций.

— Нам нередко задают вопросы про сценарии: кто их пишет, чья это обязанность? Есть же определенные программы учебные, они как-то ограничивают «полет фантазии» в сценарии?

Н.А.: — Вообще, большинство педагогов – люди творческие, которые, имея программный материал, могут написать и разработать для занятия в детском саду свой сценарий. Нет, ни в коем случае, готовые учебные программы не ограничивают педагогов. Конечно, есть государственные программы, утвержденные Министерством образования РФ, их никто не отменял. И, если педагог пишет свой сценарий занятия в детском саду, на основе рекомендаций какой-то программы, добавляя какую-то свою «изюминку», свои знания, то это только говорит о том, что это педагог творческий, желающий расти и развиваться, педагог — профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания и обучения имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания».

Вот эти знания и берутся из готовых методических рекомендаций и программ, помогающие педагогу подготовиться к занятию.

Педагоги, работающие над проблемами дошкольного образования, в своих трудах отмечают, что при планировании занятия в детском саду неплохо бы было бы продумать «изюминку» занятия. «Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному». Ведь педагог и артист, и художник, и музыкант, и писатель…. А методические рекомендации — это помощь для педагогов, некий путеводитель по образовательной деятельности, помогающий правильно распланировать и провести занятие

— И еще один вопрос, когда вы все успеваете? Многие сотрудники детских садов жалуются, что не хватает времени, что приходится дома писать конспекты, что не хватает времени на свою семью. Как у вас получается все совмещать?

Н.А.: — Действительно, часть работы приходится делать дома. Но мне это интересно. » Надо иметь в виду, что “интерес”, по И. Герберту, это синоним мотивации. А мотивация — двигатель деятельности.

Когда занимаешься любимым делом и знаешь, что есть отдача, что это кому-то нужно, то просто хочется «горы свернуть».

А потом, ну, уж такова профессия педагога, что приходится жертвовать своим личным временем для достижения успеха. Семья, работа, дети, друзья, магазины — где найти для этого всего время? Получается, что правильное распределение времени – это целое искусство.

Во-первых, на помощь приходит планирование. Надо просто помнить, что «объять необъятное» и сделать все сразу — не получится, нужно понять, как правильно распланировать свой день. Уж, кто-кто, а педагоги-то умеют составлять план действий. Но нужно составить план таким образом, чтобы определить приоритетность и очередность событий. Есть такой способ, который называется метод Юлия Цезаря. Он немного сложен, но если им научится пользоваться, то он окажется полезным. Это, так сказать, параллельный режим выполнения каких-то операций. И в общем-то, оказывается, что секрета никакого нет.

Чем больше жизнь насыщена какими-то событиями и делами, тем больше мы ценим время и стараемся рационально его использовать, то есть правильно планируем свои жизненные интересы.


Владелец сайта не несет ответственности за комментарии, которые оставляют посетители.

Однако, если вы обнаружите комментарий, содержащий ложную информацию, сообщите.


Роль методиста в организации управленческой деятельности ДОУ

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно–воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями . Этот материал печатается в «Вестнике образования» - справочно-информационном издании Министерства образования РФ, журналах «Обруч» , «Дошкольное воспитание» и др., в том числе и в местных изданиях.

Обязательно должны быть документы, определяющие характер деятельности педагогов : «Международная конвенция о правах ребенка» , «Закон РФ об образовании» , «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», - и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения.

Отдельно могут быть представлены методические материалы . Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием . Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов, планы методических мероприятий , работы с родителями и т. д. Однако это не только тот печатный материал, который поступает из вышестоящих организаций . Методические рекомендации - это в первую очередь материал, который готовит методист в помощь своим воспитателям.

Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания. Методист изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями , и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива разрабатывает собственные памятки, советы, рекомендации для педагогов ДОУ. Так появляется материал под рубриками : «Советы воспитателю» , «Это интересно, прочти» , «Узелки на память» ; проблемные странички : «Твое мнение» , «Читай, думай, спорь» , «Очень Короткие Новости» (ОКНО, «С улыбкой и всерьез» , «Учимся вместе» , «Советы мастеров» - и др. Оформление материалов должно быть привлекательным, сопровождаться пояснительными рисунками и схемами, которые могут использоваться и при индивидуальных консультациях. После знакомства с этими письменными материалами необходимо привлечь воспитателей к обсуждению тех или иных проблем с последующим высказыванием своего мнения в письменном виде. О том, как педагоги воспользовались рекомендациями в своей работе, можно рассказать в рубрике «Два взгляда в конце недели» или «Взгляд через розовые или темные очки» .

Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольных учреждений. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности . Поэтому нужно рассматривать методическую работу в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.

Васильева А. И. считает, что методисту необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этого невозможно работать в современном дошкольном учреждении, где вся работа построена на строго научной основе, рассчитана на глубокое знание психологии ребенка. Ему необходима широкая осведомленность в различных областях науки, культуры, искусства, этики.

Методист должен быть настойчивым и твердым, выделяет Васильева А. И. в предъявлении требований. Эти качества, характеризующие эмоционально – волевую сторону общения руководителя с подчиненными, образуют важнейшую черту стиля руководства – требовательность. Вместе с тем необходимо сочетать высокую требовательность с чуткостью, теплотой, уважением к людям. Важнейшим качеством методиста , отмечает она, является умение проявить гибкость, подойти к различным типам людей с учетом их особенностей. Лицо дошкольного учреждения определяет коллектив воспитателей. А создают его, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу руководители – заведующий и методист .

Управленческие функции заведующей и методиста , Белая К. Ю. делит на общие и специфические. Так, главная общая функция руководителя, по ее мнению, - организация учебно – воспитательного процесса в дошкольном учреждении. К числу общих функций относятся организация коллектива воспитателей, сплочение, активизация его деятельности , целевая ориентация, развитие самоуправления , контроль . К специфическим – повышение профессиональной квалификации воспитателей, организация методической работы , ведение педагогической документации.

Выполнение этих функций должно быть четко распределено и согласовано между методистом и заведующим детским садом. Согласованные действия помогают руководителям преодолеть трудности, встречающихся при решении определенных задач. Практика показывает, утверждает Белая К. Ю., что легко решаются задачи оперативные. Более трудным для методиста является решение социально – психологических задач, таких, как обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе воспитателей; формирование общественного мнения в коллективе; стимулирование трудовой активности и потребности трудиться творчески.

Успешное выполнение всех перечисленных задач зависит от того, насколько методист знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого воспитателя. Именно хорошее знание людей, отмечает Белая К. Ю., создает предпосылки для успешной организации и сплочения коллектива. Каждый методист по своему строит работу. Однако быстрее достигнет цели тот руководитель, который в своей деятельности опирается на помощь коллектива, сам постоянно повышает свой идейно – теоретический и профессиональный уровень. Из профессиональных качеств на первом месте стоит умение методиста организовать работу педагогического коллектива, распределить обязанности в коллективе с учетом личных качеств каждого воспитателя, проявить требовательность, принципиальность в достижении поставленной цели.

Из личностных качеств, по мнению Белой К. Ю., методиста коллеги ценят больше всего доброжелательность, объективность, умение понять, разобраться в возникших трудностях, предупредить возникший конфликт, вовремя поддержать работника, воодушевить его, при необходимости убедить, а также умение проявлять гибкость, подходить к различным типам людей с учетом их культуры, образования, темперамента, характера и пр. «Жизнь убеждает нас в том, - говорит Белая К. Ю., что вести за собой коллектив по плечу лишь авторитетному руководителю. Подлинный же авторитет основан не на принуждении, а на общественном признании достоинств личности руководителя». Вот почему педагогическая эрудиция, высокое чувство ответственности, идейно – нравственная убежденность так необходимы руководителю, в частности методисту дошкольного учреждения на современном этапе.

Должностные обязанности методиста определены К . Ю. Белой в справочнике для заведующей детским садом.

Осуществляет методическое руководство учебно–воспитательной работой детского дошкольного учреждения;

Обеспечивает и контролирует выполнение «Программы воспитания и обучения в детском саду» , несет ответственность за правильную организацию учебно–воспитательной работы;

Изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, готовит необходимые материалы для рассмотрения на педагогическом совете; организует работу методического кабинета в дошкольном учреждении; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей;

Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, по обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а так же дошкольного учреждения и школы.

В исследованиях Паршуковой И. Л. рассматриваются педагогические аспекты деятельности методиста . Вводится понятие «профессиональное соответствие методиста » для выявления характера реальной методической деятельности . Автор выделяет условные уровни в модели реальной деятельности данного специалиста , отражающие его движение к профессиональному соответствию.

В организации методической работы с педагогами , отмечает Паршукова И. Л., методисту приходится анализировать ситуацию или уровень работы, выявлять проблемы и причины их возникновения, оценивать степень результативности, отбирать критерии оценки, разрабатывать варианты решений и др.

Следовательно, в основе всех этих действий лежит исследовательский подход, поэтому руководитель, методист должны формировать и развивать исследовательские умения.

Список использованной литературы :

1. Аншукова Е. Ю. Аналитическая деятельность методиста . // Управление ДОУ . – 2004. - №3. с. 29 – 32.

2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М. 1991. –С. -81.

3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы . – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

4. Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение. 1990. С – 143.

5. Ильина Т. А. Дошкольная педагогика. -М.: Педагогика, 2000

6. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. - М.: Академия, 2009.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР - ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека - ДОМ» Центр игровой поддержки.

Статья для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с социумом» Современный этап развития общества характеризуется глубокими социально – экономическими изменениями. Перед системой образования стоят качественно.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет "Лес. Дикие животные"

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю - МААМ .ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» - сразу . Свой сайт - бесплатно .

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 - 2017

Методист в учреждении дополнительного образования является ключевой фигурой, обеспечивающей качество образовательного процесса. Функции методиста широки и многогранны. Для того чтобы их реализовать сам специалист должен обладать огромным багажом знаний в области педагогики, психологии, методики обучения и воспитания, обладать навыками организаторской работы, коммуникативными навыками. И, в первую очередь, должен четко знать, какие требования предъявляются к нему. Немаловажное место в этом занимают требования к ведению методистом его собственной документации. Документация методиста - это его лицо, отражающее систему и содержание работы, его профессиональный уровень, деловые и личностные качества. Аккуратное ведение рабочей документации методистом усиливает его профессиональную успешность. Во многих источниках литературы предлагается различные варианты перечня документации, которую должен вести методист. Отсутствие единых требований дают возможность устанавливать данный перечень учреждениям самостоятельно, исходя из тарифно-квалификационных требований, должностных обязанностей, специфики учреждения, целесообразности, направления деятельности методиста. Данный перечень может утверждаться локальным актом учреждения, на педагогическом, методическом советах и быть обязательным для методиста данного учреждения.

Примерный перечень рабочей документации методиста:

Перечень документов регламентирующих и фиксирующих работу методиста учреждения внешкольного воспитания и обучения определяется, в первую очередь исходя из функций, которые выполняет методист, его должностных обязанностей, его направления деятельности, специфики учреждения, требований администрации. Все авторы статей и разработок в области организации работы методических служб, не едины в своем мнении. Поэтому можно определить минимальный перечень рабочей документации, который необходимо иметь методисту учреждения внешкольного воспитания и обучения.

1. Анализ работы за предыдущий учебный год.

2. План работы на год.

3. План - сетка на каждый месяц.

3. Журнал учета консультаций.

4. Журнал учета посещения учебных занятий.

5. Документация творческих объединений педагогов:

Положение;

Программы (планы работы на год).

Протоколы заседаний; материалы заседаний.

6. Положения о конкурсах, смотрах и др.

7. Банк данных о педагогических кадрах.

8. График проведения открытых занятий педагогов.

9. Аналитические материалы текущего и итогового характера (анализы семинаров, конкурсов и т.д.)

10. Тематические папки.

Некоторые образцы рабочей документации

Примерные должностные обязанности методиста

Согласовано Утверждаю

Председатель профкома Директор Учреждения

Ф.И.О. __________________ Ф.И.О. (подпись) (подпись)

«_____»____________200__г. «_____»_______________200__г.

Должностные обязанности

методиста учреждения дополнительного образования

  • 1. Планирует методическую работу в соответствии с целями учреждения и направлением работы.
  • 2. Проводит диагностику педагогических затруднений.
  • 3. Организует информационное сопровождение образовательного процесса.
  • 4. Помогает педагогу прогнозировать ближайшую перспективу профессионального развития.
  • 5. Осуществляет издательскую деятельность.
  • 6. Осуществляет экспертизу образовательных программ и контроль за их выполнение.
  • 7. Выявляет, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт.
  • 8. Разрабатывает в помощь педагогам различного рода методическую продукцию.
  • 9. Координирует деятельность педагогического коллектива по выполнению методического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
  • 10. Создает банк данных об инновационных формах и методах в области образования.
  • 11. Обеспечивает своевременной информацией о возможности курсовой переподготовки педагогов за пределами региона.
  • 12. Создает условия по повышению квалификации педагогов учреждения.
  • 13. Осуществляет подготовку педагогов в межаттестационный период.
  • 14. Обеспечивает формы творческого самовыражения педагогов посредством организации работы различного рода творческих объединений
  • 15. Осуществляет подготовку и проведение образовательных мероприятий по своему направлению.
  • 16. Занимается созданием методического фонда па различным направлениям.
  • 17. Следит за соблюдением сохранности оборудования, правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности.
  • 18. Разрабатывает программу мотивации и стимулирования педагогов.
  • 19. Обеспечивает выполнение правил внутреннего трудового распорядка.

Должен знать: Законы РФ, решения по вопросам образования и воспитания, нормативные документы УО в пределах компетенции учреждения, основы управления и трудового законодательства, основы педагогики и педагогической психологии, возрастные и физиологические особенности детей и подростков; содержание деятельности ВУ, современные достижения науки, техники, культуры и искусства; правила и нормы по охране труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностные обязанности методиста по взаимодействию с детскими и молодежными

общественными организациями, объединениями

  • 1. Формирует банк данных о детских и молодежных общественных организациях и объединениях области.
  • 2. Проводит анализ состояния и развития детских и молодежных общественных организаций и объединений.
  • 3. Разрабатывает положения, методические рекомендации, способствующие активизации деятельности детских и молодежных организаций и объединений.
  • 4. Оказывает организационно-методическую помощь лидерам детских и молодежных общественных организаций и объединений в реализации их программ деятельности.
  • 5. Выявляет, обобщает и распространяет формы работы детских и молодежных организаций и объединении.
  • 6. Организует взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями, школами, общественностью.
  • 7. Организует и проводит различные образовательные мероприятия для педагогов области по данному направлению.
  • Способствует развитию социальной деятельности детей и молодежи через организацию деятельных проектов, конкурсов и т.д.
  • Совершенствует свой профессиональный и методический уровень, повышает свою квалификацию.

Должен знать: методы научно-исследовательской работы и целевого планирования, составление целевых комплексных программ, основные закономерности развития личности ребенка, специфику его потребностей, интересов, теорию и методику воспитания, педагогику и психологию, методику обучения педагогических работников основам методики воспитания и развития детей; современные достижения науки, техники, культуры, искусства; содержание деятельности внешкольных учреждений и нормативные документы, которые регламентируют их работу; правила и нормы по охране труда и технике безопасности.

Историю отечественного и зарубежного детского движения. Знать историю, теорию и методику работы скаутской организации, национальных объединений, экологических движениях.

Владеть методикой воспитательной работы в детском объединениии, методикой организации деятельности детской организации, владеть техникой разработки проектов, программ деятельности общественных организаций.

Примерная схема анализа деятельности методиста

Анализ работы составляется методистом ежегодно по окончанию учебного года. Схема анализа может быть произвольной. Но она обязательно должна отражать все аспекты и особенности работы методиста. Анализ работы - это непросто констатация фактов проделанной работы, а анализ с позиции

Что было сделано? Как было сделано? Что удалось? Что не удалось? Причины.

Анализ деятельность методиста направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств воздействия на достижения целей, на объективную оценку полученных результатов.

Примерная схема анализа методиста

1. Характеристика потенциала педагогов

всего педагогов (из них основных, совместителей);

по стажу работы

по образованию

Статистические данные приводятся в сравнении с прошлым учебным годом. Можно в сравнении с областными, республиканскими показателями. Анализ статистических данных делается с указанием причин увеличения или снижения данных.

2. Структура, направление методической работы (по каким блокам, направления). Расшифровка по этим направлениям.

3. Цели и задачи, которые ставились в прошедшем учебном году:

обоснованность их выбора, их направленность на достижение целей и задач учреждения.

Решают ли они проблемы, выявленные в результате диагностики, анализа;

соблюдается ли преемственность в постановке задач;

реалистичность;

4. Диагностика и ее анализ

какие диагностические процедуры были проведены, их результаты, вывод

какие статистические показатели собраны, их анализ, вывод.

5. Организационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

организация работы МО (по каким профилям, кто руководитель, темы МО, сколько педагогов посещало, краткий анализ, вывод)

работа творческих групп (количество участников, проблема (тема), над которой суть содержания работы, принцип, результат работы

образовательные семинары (темы, периодичность, методика организации, итог, вывод)

изучение и обобщение опыта (чей, когда, в какой форме результат, где печатался, распространялся, внедрялся, представлялся)

организация методических или индивидуальных выставок педагогов

характеристика образовательных программ (сколько, каких, достоинства, недостатки, вывод)

посещение занятия педагогов (сколько, цель, результаты, выводы)

анализ уровня преподавания

анализ дидактического и методического материала педагогов

консультации (сколько, какие категории чаще всего обращались, какие чаще всего темы обсуждались, вывод)

разработка положений, памяток (сколько, каких, для кого, для чего, содержание)

6. Повышение квалификации педагогических кадров в текущем учебном году

общая оценка методического уровня педагогов

проведение открытых занятий (какие формы, качество, цель)

работа педагогов по самообразованию

аттестация педагогов (сколько, что было сделано в рамках аттестации компании, какие проблемы выявились, сколько на следующий год);

оценка работы методиста педагогами;

применение новых форм, методов;

проведение различного рода конкурсов: профессионального мастерства, дидактических материалов, другое

курсовая переподготовка (где, тема, когда, сколько человек)

разработаны карты личностного роста (у кого, суть, вывод, результат)

7. Информационное обеспечение.

анализ и состояние методического фонда, картотек (количество единиц, направление, разделы);

организация информационных выставок, обзоров (темы, сколько);

работа постоянно действующего информационного стенда (содержание, тематика);

отражение работы в СМИ (сколько раз, где, когда);

8. Издательская деятельность.

разработка и издание методической продукции (сколько, название, виды продукции, все перечислить)

выпуск листовок, буклетов, газеты (цель, суть, периодичность)

печатание в республиканских СМИ;

результативность участия в методических выставках методической продукции различного уровня;

9. Опытно-экспериментальная работа: тема, руководитель, этапы, результаты; инновационная работа: виды, формы, результаты;

10. Состояние материально-технической базы.

название и количество оборудованных кабинетов

техническая оснащенность

11. Общие выводы и предложения

достигли ли целей и задач;

какую работу и в каком русле продолжить

что не удалось в работе и почему

какие формы были неэффективны

на что необходимо обратить внимание в следующем учебном году

над какими проблемами необходимо работать дальше.

Виды и формы планов

Перспективный, проблемно-тематический план

Составляется на 3-5 лет. Представляет собой поименное распределение тем и заданий между членами педагогического коллектива, отражает последовательность их выполнения по годам, определение формы и способа представления результата. Это план соответствует общей программе развития учреждения и обеспечивает преемственность, системность в работе.

Оперативный план

Календарный, месячный, недельный, планы конкретных мероприятий. Этот план имеет более конкретные цели, узкие сроки.

цели, задачи

мероприятие

сроки

ответственный

Календарно-тематический . Составляется на год на основании либо перспективного плана и оформляется по разделам по следующей форме:

Направления деятельности

Формы, методы

Сроки

Ответственный

Примечание

. Диагностико-аналитическая работа

Работа с кадрами

Работа в социуме

Издательская деятельность

Примерное содержание методической работы по направлениям деятельности методиста.

1. Диагностико-аналитическая деятельность

  • Сбор статистических показателей по учреждению
  • по кадрам
  • по воспитанникам
  • по программам.
  • диагностика мотивационных потребностей воспитанников.
  • диагностика педагогов (мотивация, проф.уровня, затруднения и т.д.)
  • диагностика качеств воспитанников

2. Организационно-методическая работа

  • МО, творческие группы, МС, школа молодого специалиста
  • разработка положения
  • разработка тем консультаций, выступлений (каких, когда)
  • обобщение опыта работы (тема, кого, срок)
  • семинары (темы)
  • разработка рекомендаций, методик (темы, какие)
  • рецензирование и корректировка программ
  • создание банка данных
  • консультирование (темы прилагаются)
  • информационная деятельность
  • конкурсы методических материалов, программ

3. Работа с кадрами

  • организация наставничества
  • организация взаимопосещений, посещение занятий
  • открытые занятия (темы, Ф.И.О. руководителя)
  • организация конкурса «Лучший руководитель объединения»

Положение программы подбор содержания конкурсов

4.Организация аттестации

Разработка требований к аттестуемым

Подготовка педагогов к открытым занятиям

Оформление документации

5. Работа в социуме

Работа с родителями (форма, тема, сроки, ответственные)

Сотрудничество со школами (форма, тема, сроки, ответственные)

Взаимодействие с другими структурами, организациями, учреждениями

4. Издательская деятельность

Издание буклетов (название, сроки)

Издание газеты (название, периодичность)

Издание из опыта работы (тема, кого, когда)

Примерные формы ежемесячных планов

Примерная форма журнала учета консультаций

№ п\п

Тема консультации

Ф.И.О. консультируемого

Подпись консультируемого

Подпись консультанта

Примечение

Примерная форма журнала учета посещения учебных занятий

Титульный лист: Журналучета посещения занятий методиста ФИО

Форма ведения журнала.

Дата посещения ____________

Название объединения ______________

Ф.И.О. руководителя____________________________________________

Цель посещения________________________________________________

Институты образования, будь то коммерческие или государственные, нуждаются в систематизировании процесса образовательной деятельности. За это отвечает отдельный сотрудник - методист. Это человек, от работы которого напрямую зависит качество обучения. Рассмотрим данную специальность более подробно в разных направлениях.

Кто такой методист?

Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности. Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.

Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет. Поскольку человек, который знает работу изнутри, более полноценно понимает специфику этой деятельности.

Первейшая задача методиста - выработать план обучения таким образом, чтобы преподаватель мог ясно и грамотно преподнести информацию своим ученикам. Материал должен по смыслу подходить конкретной возрастной группе и максимально способствовать эффективности усвоения.

Образование методиста

При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика». При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.

Из личных качеств приветствуется обязательность, грамотность, внимательность и усидчивость. От работы методиста зависит организация учебного процесса в целом, усвоение слушателями учебного материала.

Востребованность методиста

На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации. Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.

Методист в начальных образовательных учреждениях

Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении - контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.

Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.

При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.

К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.

Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.

Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.

Методист в школе и вузе

Деятельность специалиста в школе и вузе ещё более обширна. Методист, образование которого высшее, способен анализировать весь учебный процесс. На каждый год составляется план работы методиста, он обязан строго его придерживаться, а в конце года подготовить отчёт по своей работе. Кроме составления учебных планов, программ и расписаний, методист выполняет следующие обязанности:

  • ведение документации;
  • определение нагрузки для каждого преподавателя;
  • контакт со сторонними организациями;
  • внедрение материалов для повышения квалификационного уровня сотрудников;
  • организация олимпиад, конкурсов, выставок;
  • разработка пособий для образовательного процесса;
  • организация воспитательной работы, в том числе с трудными подростками;
  • выпуск стенгазет и наполнение сайта школы;
  • организация общешкольных родительских собраний;
  • посещение открытых уроков с последующим обсуждением;
  • организация семинаров по психологии и педагогике для преподавателей.

И это далеко не полный список деятельности методиста, всё зависит от направленности образовательного учреждения.

Методист в домах культуры и развивающих центрах

Современные родители заботятся тщательно о всестороннем развитии своего ребенка. От этого напрямую зависит реализации его как личности и достижение успеха в будущем. Именно поэтому так востребованы всевозможные развивающие учреждения, как государственные - дома культуры, так и частные - развивающие центры.

Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.

Методист - это тот человек, который определяет количество человек в группе, разрабатывает для каждого рода занятий методические пособия, составляет учебные планы, предусматривает и разрабатывает дидактические материалы. Также принимает активное участие в подготовке сценариев для спектакля и концертов. Его роль в подобных учреждениях очень важна, от неё зависит, будет ли интересна детям тематика кружков и возникнет ли у них желание посещать данные занятия.

Зарплата

Зарплата методиста зависит от того, в каком учреждении он работает. Если это государственное учреждение, то она лишь немного превышает заработную плату рядового педагога и является средней по региону. Если это коммерческие учреждения, то здесь, как правило, зарплата выше среднего и зависит от опыта и дополнительных профессиональных знаний.

Права и ответственность

Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:

  • он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
  • методист - это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
  • также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
  • имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
  • может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.

Должностная инструкция методиста прописывает большую ответственность за весь образовательный процесс. Устав организации и инструкция - основные документы его работы.

Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.

Карьерный рост. Плюсы и минусы специальности

Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист - человек, у которого может быть хороший карьерный рост.

Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:

  • востребованность на рынке труда;
  • возможность творческого подхода к деятельности;
  • постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
  • социальное служение людям, воспитание молодого поколения.

Основным недостатком работы методиста является небольшой заработок. Но тем, кто хочет полностью реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, научиться находить подход к каждому человеку, она обязательно подойдет.