Инновации в ритейле: роботы-доставщики, приложение вместо официанта и онлайн-сурдопереводчик. Роботы доставки выручат местный бизнес – создатель Starship Technologies И в заключении

Доставить покупку в пригород за 30 минут и за $1 - вызов, который не примет ни один перевозчик. Зато примет робот, который движется по монорельсу. От идеи к первым прототипам: экономика, конкуренты, ошибки и их осмысление. На аперитив - ответ на экзистенциальный вопрос “Зачем?”

Существующая проблема

Жить не в центре городской агломерации - неизбежно мириться с неудобствами: время проведенное в дороге до работы, отсутствие полноценной инфраструктуры. А еще на качество жизни в пригороде влияет уровень повседневных продуктов, горячей еды, которые можно найти в пешей доступности, как правило это массовый сегмент соответствующего качества. Выбор интернет-магазинов ограничен теми, кто возит в указанную область, тарифы при этом от 250 рублей и везут дольше 12 часов.

Единственное решение которое находят жители пригородов вроде меня - это садиться в авто и ехать в ближайший цивилизованный центр за необходимым, заезжать туда после работы, стоять в традиционных пробках. Одним словом - сжигать и без того ограниченное время.

Если умножить эту проблему на количество вовлеченных в нее людей, в одном только ближнем заМКАДье окажется 8 000 000 человек. Из них, согласно статистике, 70% пользователи интернета, и если верить исследованиям GfK , треть - активные покупатели интернет-магазинов. Итог: 1 866 400 человек только в одной Москве и Подмосковье нуждаются в быстрой и недорогой доставке.


На карте указаны новостройки, от нулевого этапа до вводимых в данный момент.

Как быть? Аналоги и конкуренты.

Какое решение ищем: доставку быстрее 2х часов и дешевле 150 рублей - в логистике эта задача именуется последней милей. Но, строго говоря, с быстрым, дешевым и массовым решением мир пока не столкнулся.

Рассмотрим альтернативы и начнем с экзотических (далее красным подчеркнуты пункты технически непреодолимые):

Дрон


Пять инженерных проблем дронов:

  1. Все еще работают на пределе своей мощности (это небезопасно для тех кто внизу).
  2. Пока не умеют работать в режиме авторотации (и снова, проблема для людей внизу).
  3. Малый ресурс массовых аккумуляторов, что сказывается на радиусе действия (ждем новое поколение).
  4. Экономика дрона, как транспорта, заставляет волосы на голове логистов шевелиться: стоимость перевозки 1 тонны груза на одну милю пока составляет $2000 . Это самый дорогой транспорт из доступных, и все из-за отсутствия легких, дешевых и не энергоемких мозгов.
  5. И наконец, габариты дрона , который перемещает груз в 20 кг.

Starship



Повозки на колесах не требуют сложной инфраструктуры, выносливы и показывают эффективность в малоэтажной Америке, но тоже имеют недостатки:
  1. Вовлечение человека, даже если часть функций на себя берет робот. Например, в случаях, когда повозка не знает как себя вести на перекрестке.
  2. Стоимость оснащения мозгами такого устройства пока еще высока, но достигнет приемлемых значений в ближайшие 3 года.
  3. Скорость, это, пожалуй, ключевой недостаток - двигаться по тротуару быстрее 15 км час не получится из соображений безопасности пешеходов.
  4. И малый радиус действия, который по заявлению производителей , пока не превышает 2 мили, что серьезно ограничивает область применения.

Теперь к существующим решениям:

Постаматы + курьер



Это решение позитивнее с точки зрения экономики и посылку можно будет забрать на следующий день, так-как развозка груза производится ночью в отсутствии трафика на дорогах. Однако, если учитывать, что мы говорим о 15-летнем горизонте событий, то устроит ли людей будущего доставка через 12 часов?

Беспилотные автомобили

В будущем повышенный риск представляют беспилотные автомобили, которые двигаются по дорогам на которых налажено движение без пробок.
  1. самая капиталоемкая часть инфраструктуры уже готова - дорога;
  2. транспорт относительно дешев;
  3. грузоподъемность от 300 кг;
  4. доступ ограничен наличием дороги.


Возникает единственное препятствие от которого зависит все: а смогут ли дороги разгрузиться через 15 лет с приходом автопилотируемого транспорта, с учетом роста населения, модернизацией дорожной инфраструктуры?

Не думаю, что есть человек, который смог бы ответить на этот вопрос достоверно.

Монорельс


Мы же предлагаем иное решение задачи - прокладка инфраструктуры над уже существующими дорогами в виде компактного монорельса и подвижного состава (шаттлы), способный перемещать груз по весу и габаритам покрывающий 90% ежедневной потребности в доставке.
Разумеется, в инфраструктуру входит квартальные постаматы и специализированные депо на стороне складов, которые принимают груз к отправке. И такая система не предполагает участие человека - от момента клика на сайте магазина до момента забора посылки.

Сравним аналоги:


Несмотря на то, что «The last mile report 2017» от Barclays относится к британской аудитории, опрос жителей Москвы и Подмосковья указывает на схожие результаты. Люди не готовы весь день ждать посылки, не понимая, во сколько она прибудет и в редких случаях готовы переплачивать за скорость доставки.

Можно предположить, что в ближайшие 10 лет ситуация изменится и людям будет нужна мгновенная доставка для импульсивных повседневных покупок, как, например, это уже стало популярно в некоторых городах США, где осуществляется доставка за час , благодаря слаженной работе складского персонала, роботов и курьера Amazon. Дистанция до клиента при этом составляет не более пары километров.

Преимущества монорельса

  1. в отличии от наземных беспилотных решений, монорельс не зависает в пробках, не останавливается на перекрестках дорог - что отражается на скорости доставки;
  2. грузоподъемность такого решения ограничена только прочностными характеристиками шаттла и пути;
  3. прогнозировать время прибытия груза куда проще, по отношению к существующими аналогам - важно знать, что посылка будет вовремя и не придется ждать;
  4. автопилот для одномерной задачи уже создан, а значит проект не относится к играм в R&D;
  5. решение будет бесшумным - хорошая новость для тех, кто устал от шума за окном;
  6. всепогодность - неоспоримое преимущество перед тем, что летает или перемещается по земле (во всяком случае, если речь о климате, который свойственен северным широтам).

Недостатки монорельса

  1. стоимость инфраструктуры - текущая задача, получить технологию производства, сборки и монтажа пути, стоимость которой стремиться к минимуму;
  2. затраты на обслуживание пути и подвижного состава - минимизируем благодаря роботизации производства;
  3. согласование прокладки инфраструктуры в городе или пригороде - предсказуемое препятствие на уровне города и муниципалитетов. Механизм не так прозрачен как хотелось бы, но мы верим, что это будет не сложнее чем согласовать, скажем, троллейбусную линию и речь пока не идет о центре города.

Экосистема монорельса

Постамат

Постамат по-соседству - круглосуточно принимает и хранит груз до востребования. Если нет желания идти до него пешком - местный курьер сделает эту часть работы за вас. Благодаря коротким дистанциям, он как почтальон, обслужит до 30 адресов в день, а значит разовая услуга будет в пять раз дешевле, чем курьер из города.

Складское депо


Складское депо - автоматический терминал отправки грузов на стороне склада интегрируется во внутреннюю логистику, а собственный парк шаттлов гарантирует отсутствия задержек в отправлении груза.

Подвижной состав

  • подвижной состав - компактные автоматические шаттлы совмещают в себе надежность железнодорожного транспорта с мобильностью дрона;
  • скорость движения 45-60 км/ч - доставка на дистанцию в 12 км, вместе с процессом обработки и сборки груза займет 30 минут;
  • высота прокладки монорельса - 4-6 метров.

Путевая структура


На первом этапе развития сети она опоясывает город по линии МКАД и соединяет все находящиеся в километровой зоне склады между собой. Пригородные ветки строятся над существующей дорожной инфраструктурой, над разделительной полосой шоссе или вдоль железнодорожных путей.

Постаматы размещаются вблизи сосредоточения трафика жителей с максимальным охватом аудитории.

Экономика монорельса

Это тема отдельной статьи с подробными выкладками (если будет интерес аудитории - опубликую), поэтому назову ключевые цифры: капитальные затраты на сооружение 1 км трассы - $420 000.

Таким образом, оснастить монорельсовой сетью агломерацию Москвы и Московской области за МКАД обойдется в $129 756 000.

Исходя из того, что каждый пользователь приносит $12, а активная аудитория будет составлять 1 866 400, то возврат инвестиций будет на 5-й год.
Будем считать такую оценку оптимистичной.

Что может пойти не так или риски

  1. расходы на согласования строительства инфраструктуры могут оказаться выше - зависит от уровня поддержки проекта на уровне правительства Москвы;
  2. оценка аудитории и ее вовлеченность может быть завышена;
  3. оценка капитальных затрат в инфраструктуру может быть занижена.

Про путь

После того, как мы перебрали возможные варианты композиции подвижного состава, задача распалась на два возможных решения: активный шаттл - пассивный путь, активный путь - пассивный шаттл (речь идет о смене направления движения на перекрестках).

Так на железных дорогах, традиционном монорельсе и в цеховой логистике эту задачу решают стрелки, которые переводят подвижной состав с одного направления на другое. У такого решения есть ряд неоспоримых преимуществ: подвижной состав прост в изготовлении и у него высокая надежность. Все решения о направлении принимает система, а значит нет необходимости оснащать мозгами сам шаттл.

Недостатки

Стрелки надо обслуживать, в холодное время года прогревать, чтобы не смерзались подвижные части. А с ростом трафика они же будут являться ограничением пропускной способности системы, так как будут вынуждены постоянно переключаться на особо активной развилке. И это скажется на ресурсе стрелки.

Альтернатива

Путь с пассивным переходами, когда решение куда двигаться принимает шаттл и сам перемещается с трека на трек. Аналогов у такого решения уже меньше, распространены там, где речь идет о плотном трафике.

Плюсы

Простота обслуживания пути, плотность трафика и интервал движения ограничивается только способностью шаттла переместиться с трека на трек.

Минусы

Усложнение конструкции шаттла, повышение стоимости с одновременным падением надежности и шаттл необходимо делать умнее.

Не дав для себя однозначного ответа, мы решили провести эксперименты и начать с пассивного шаттла - активного пути.

Форма рельса

Всегда выбор между простотой конструкции и его функциональностью. От простых металлических жгутов-тросов и целой системы из двух и более рельс, которые удерживают подвижной состав в необходимом положении. Кроме этого, рельс должен содержать пару контактных проводов, если речь идет не об аккумуляторном решении.

Про шаттл

  1. себестоимость $800 (при массовом производстве), в противном случае начинаются проблемы с экономикой;
  2. грузоподъемность до 20 кг вместе с тарой-контейнером, при весе шаттла до 25 кг;
  3. скорость: 45-60 км/ч на прямой без уклонов с нагрузкой 20 кг.

Что должно входить в конструкцию шаттла:

  1. узел токосъема или аккумуляторная батарея;
  2. механизм снятия шаттла с монорельса ручным безопасным способом;
  3. решение автоматического крепления контейнера с грузом;
  4. решение всепогодности (защита узлов от воздействия атмосферы);
  5. система автоматического управления шаттлом;
  6. система точного позиционирования на дистанции;
  7. система защиты от столкновения с помехами на пути: на локальном уровне должен сам принимать решение, если речь идет о препятствии или соседе по ходу движения (причем дистанция чувствительности должна быть достаточной для принятия решения и полной остановки подвижного состава).
Еще можно расписать процесс организации движения, защиту от вандализма, процесс очистки пути от копоти, грязи, льда и помёта, но рискую утомить читателя. Впрочем, если необходимо, готов рассказать обо всем в деталях в одном из следующих постов.

И в заключении

Проблема последней мили требует решения, которое вписывается в реальность взвешенной экономикой и наличием соответствующего спроса на рынке, а его зрелость пока ответ открытый, логисты считают, что мгновенная доставка массовому потребителю потребуется не скоро, но это вопрос времени, достаточно посмотреть на опыт Сингапура, Гонконга и США.

Экономика решения выглядит состоятельной, но при условии всесторонней поддержки со стороны городов. При этом, самому городу это дает относительную разгрузку периферийных дорог и шоссе от транспорта локальной логистики, пропорциональное сокращение выброса CO2 и улучшения экологической ситуации.

Образовался паритет технологий вокруг двумерной и трехмерной задачи управления транспортом, задача же одномерная - монорельс, относится к разряду решенных, а, следовательно, техническую гипотезу проверять не нужно. Остается подтвердить состоятельность экономической модели на грузовом потоке и установить разумный срок окупаемости, путем сокращения капитальных затрат в инфраструктуру и подвижной состав. При равных условиях на рынке, преимущество будет у решения, которое начнет масштабироваться первым и легкий монорельс претендует на эту роль.

Следующие посты посвятим прототипу шаттла и постамата, устройству эстакады монорельса.

Видео

Разработчик

Starship Technologies, Эстония

Идея принадлежит Ахти Хейнлу и Янусу Фрийсу. Штаб-квартира в Таллине, представительства в UK, Швейцарии, Германии и США.

Как это работает

При поступлении заказа, устройство самостоятельно подъезжает к точке загрузки. Груз укладывают в специальное хранилище и робот-курьер движется к месту назначения. Заказчик открывает “недра” робота, - для этого достаточно ввести присланный на мобильник код безопасности в мобильном приложении. Сегодня Starship еще не готов предоставить клиентам полностью автономные устройства - управлением первых робо-курьеров займутся сотрудники компании-производителя. Ожидается, что со временем, роботы сформируют карту той местности, где им придется работать, и приобретут некоторую автономность действий. В Starship надеются, что с ростом автономии один оператор сможет одновременно управлять сотней “робокурьеров”.

В Германии хотят дополнить систему доставки с помощью роботов Starship специальными фургонами с водителями, которые смогут подвозить по несколько "заряженных" грузами роботов до точки оптимального (с точки зрения расстояний) старта.
2016.09.15

В чем "фишка"?

Цель робокурьеров - сократить время доставки и логистические издержки, в частности, расходы, связанные с так называемой “последней милей”. На сегодняшний день, доставка чего-либо курьером в центре Лондона может обойтись в $15.5 - как ожидается, Starship позволит сократить эту цифру до $1.2!

На декабрь 2016 года компания не сообщает цену робота, каждый из которых застрахован. Оценочно - это несколько тысяч долларов.

Спецификация

6-колесная платформа, способная к автономному движению по городу со скоростью порядка 6 км/ч, максимальное ускорение - до 16 км/ч

способны перемещаться по тротуарам, самостоятельно уклоняясь от столкновений с пешеходами

9 цифровых камер на борту

вместимость робота - 9-18 кг грузов

дальность доставки 3.2 км

продолжительность работы - 2-3 часа от одной зарядки

автопилот аналогичный тому, что используется в автомобилях Google

система технического зрения с использованием 9 камер

ориентирование - GPS

питание электродвигателей - от Li-ion батареи

постоянная двустороння связь с диспетчером, который может в любой момент взять на себя управление роботом в режиме телеуправления

багажный отсек может открыть только получатель доставки, нужно ввести в мобильном приложении полученный от компании PIN-код

при попытках взлома робот сам позвонит в полицию и запишет видео ситуации

размеры: 55 см в высоту; 70 см в длину

стоимость производства - несколько тысяч долларов

Статус

2017.01.20 В общей сложности разработанные компанией 75 роботов проехали свыше 25 тыс. км в 16 странах и 59 городах; попутно более 3 млн человек увидели роботов в действии.

2017.01.13 Об инвестициях в Starship объявил Grishin Robotics. Для Grishin Robotics это четвертая сделка нового фонда (после Ring, Eero и еще одной, пока не анонсированной компании) и шестнадцатая с момента основания фирмы в 2012 г. Общий размер финансирования, привлеченного в последнем раунде компанией Starship, составил 17,2 млн долл. Среди соинвесторов Grishin Robotics – автомобильный концерн Daimler (владелец бренда Mercedes-Benz), фонды Shasta Ventures (инвестор в Nest, Dollar Shave Club), Matrix Partners (инвестор в Oculus, ZenDesk, Qihoo 360) и другие.

2016.12.28 Испытания робокурьера Starship начинаются в Вашингтоне и в Редвуд-Сити, Калифорния. В рамках испытаний разрешено использовать в городе одновременно не более 5 роботов. По оценкам компании, для обслуживания всех доставок в Вашингтоне хватило бы порядка 10 тысяч роботов. В тестовом режиме роботы объездили уже 59 городов в 16 странах мира, всего около 12 тысяч миль. Из 2 млн встреченных роботами людей, ни один не попытался нанести вред устройству. Впрочем, пока что роботов сопровождают люди, всегда готовые объяснить окружающим что это и ответить на вопросы. / golos-ameriki.ru

2016.12.28 Испытания робокурьера Starship начинаются в Вашингтоне и в Редвуд-Сити, Калифорния. В рамках испытаний разрешено использовать в городе одновременно не более 5 роботов. По оценкам компании, для обслуживания всех доставок в Вашингтоне хватило бы порядка 10 тысяч роботов. / golos-ameriki.ru

2016.09.12 В Праге продукты на дом начнут доставлять роботы-курьеры / vinegret.cz #Чехия

Продажа еды – удивительно выгодный и стабильный бизнес, в США в 2017 г. ее съели на $2068,8 млрд. Бюджет Пентагона в тот год составлял $582,7 млрд. – понятное дело, убить человека можно лишь один раз, а еды он требует трижды в день, плюс кофе-брейки и файф-о-клоки. Естественно, что робототехническая отрасль ну никак не может пройти мимо столь выгодного дела. И тут самым естественным образом выделяются три направления – производство пищи, ее доставка потребителю и приготовление блюд.

Ну, роботизация производства пищи и тесно смыкающаяся с ней роботизация сельскохозяйственной логистики – разговор отдельный. Равно как и промышленное производство пищевых полуфабрикатов. А сейчас мы поговорим о роботизации бытового уровня, доставка еды из магазина и приготовление блюд из нее – тут возникает немало интереснейших разработок, и – что еще интереснее – возможностей очень удобного и выгодного комплексирования этих самых разработок. Очень рентабельного – повар-то всегда сыт, да и у тех, кто кусок шпика передает – руки в сале…

Прежде всего еду, будь то сырые продукты, полуфабрикаты и готовые блюда, нужно доставить из магазина домой. Это можно сделать пешком, посетив «магазин шаговой доступности». Это можно сделать, заехав в гипермаркет. Это можно поручить доставщику – как пиццы и суши из ближайшего кафе, так и воды, и продуктов с «оптового» склада. Что-то можно везти просто так, как коробки с макаронами и консервными банками. Для чего-то лучше взять летом изотермическую сумку – для молочных продуктов, охлажденного мяса… Такие же сумки есть у доставщиков пиццы.

А что должно стать доставщиком? Тут почему-то всем в голову приходит дрон. А вот это довольно странно – воздушный транспорт он, знаете ли, дорог… Много дешевле опираться на землю, чем на воздух – и мощность двигателей нужна куда меньшая, и энергии уйдет куда меньше. Да и безопасней – если кто еще не видел трогательных кадров полета дрона «Почты России» из 105 микрорайона Улан-Удэ в село Тарбагатай Тарбагатайского района Бурятии, то вот они . А падают не только дроны, собранные умельцами из подручных материалов – рушатся с небес и пилотируемые аппараты, новейшие истребители и вертолеты ВКС в Сирии, вылизанные за десятилетия эксплуатации C-130 в Джорджии . И это – за одну неделю…

Но военная авиация летает редко, и лучше где-нибудь подальше от людей. А вот доставка повседневных продуктов питания происходит постоянно и там, где люди живут – представим себе, что все это плывет над нашими головами, да хотя бы и крышами, иногда падая… Человеку много не надо – семьдесят несистемных килограммометров сверху и все. Женщинам и детям значительно меньше. Нет уж, пусть лучше еда прибывает по земле. Как это делает сугубо наземный робот-доставщик от калифорнийской корпорации с эстонскими инженерами и космическим именем Starship Technologies .


Шестиколесный робот Starship движется со скоростью пешехода – 6,5 км/час, имеет грузоподъемность в 18 кг, в которую вполне укладывается подавляющее большинство покупок. Радиус действия – 5 кг. Выбирает маршрут в точку доставки и движется по нему он самостоятельно, но в затруднительной ситуации связывается с оператором. Продукты размещаются в закрытом на кодовый замок контейнере. В ситуации кражи или вандализма робот включает сирену и жалуется оператору.

С весны 2016 г. робот испытывался в США, на улицах Атланты, Бентонвиля (Арканзас), Бостона, Нью-Йорка и Сан Франциско. Потом к ним присоединилась Европа. На территории бывшего СССР роботы применяет финская фирма онлайновой доставки продуктов Wolt , развозя ими заказы в Таллинне. Для этого Эстония даже внесла изменения в свой Закон о дорожном движении, дополнив его статусом «самодвижущихся роботов-курьеров». (Они имеют примерно те же права и обязанности, как и «самобалансируемые транспортные средства», электросамокаты…)

За время испытаний Starship развозили продукты в сотне городов двадцати стран, населенных более чем 15 миллионами человек, пробежав более 160 000 километров. К концу года намечено отгрузить заказчику первую тысячу серийных роботов-курьеров. В 2019 г. планируется значительно увеличить объем поставок. Но этот робот просто привозит продукты – а не все же любят пиццу и полуфабрикаты… Для этого предназначен другой робот – повар. И в столичном магазине роботов мы уже читаем объявление «Двурукий робот-повар Moley заменит хозяйку на кухне»…

Правда, при оформлении заказа мы сталкиваемся с пометкой «Нет в наличии» и предложением уведомит о поступлении товара. Примерно то же наблюдаем и в европейских магазинах, часто с пометкой «Скоро!». Действительно, разработчик робота-повара, лондонская уведомляет о начале поставок в 2018 году и приглашает потребителей зарегистрироваться Ролики с приготовляющим бабушкины спагетти-болоньезе по Сети гуляют уже давно.

24 сустава, 20 электромоторов позволяют роботу с высокой точностью повторять движения рук белкового повара (в частности, для обучения машины использовался опыт победителя английского кулинарного шоу MasterChef 2011 Тима Андерсона). То есть – на горизонте коммерческого применения появляется машина, способная доставать продукты из холодильника, готовить и сервировать еду и складывать в мойку грязную посуду. Возможно, в продажу пойдет уже более совершенный образец, который сможет уложить тарелки и кастрюльки в посудомоечную машину…

То есть – этот год, скорее всего, ознаменуется серийными поставками роботов-доставщиков и роботов-поваров. Самая древняя, самая постоянная и массовая сфера деятельности человека уходит из человеческих рук. И это уже навсегда – даже если конкретная Moley Robotics в очередной раз отсрочит массовое производство (оно уже обещалось в 2017 г.). Продукт из магазина будет доставляться роботом, робот будет готовить и сервировать блюда… И вот такие технологии создают интереснейшие и рентабельнейшие возможности для комплексирования.

Еду везет робот – значит в жилой застройке нужно радикально меньше помещений под магазины. Но – нужны помещения под логистические центры – оптимизация их размещения будет интереснейшей и полезнейшей задачей, где пересекутся архитектура, линейное программирование и урбанистика. Нужны решения для многоквартирных домов, в которых обитает большинство населения России – разновидности постаматов, ящиков с кодовыми замками у домов для доставки несрочных грузов. Нужны роботы, доставляющие замороженные или горячие товары к двери – умеющие ходить по лестницам, как качественные инвалидные коляски.

Ну и робот-повар. Он будет поначалу довольно дорог. Нужен ли он в каждую квартиру? Или возможны разновидности таких устройств для коллективного использования – готовящие для коллектива организации, для жильцов, не имеющих домашних поваров… Ведь одно из применений робота-курьера Starship – это доставка еды сотрудникам компании Intuit в городе Маунтин-Вью, в Кремниевой долине. Не надо самому тащиться по кампусу в кафетерий, не надо стоять в очереди – робот привезет заказ на рабочее место или к облюбованной скамеечке. Так такой бизнес прямо напрашивается на комплексирование роботов-поваров с роботами-доставщиками. Домашняя еда с доставкой – таков может быть симбиоз различных видов робототехники!

Следует ожидать, что наземные мобильные роботы (как, впрочем, и надводные) будут все чаще использоваться в сегменте доставки, как междугородней, так и в области доставки на последней миле. Им придется конкуририровать с доставкой с помощью летающих беспилотников.

В 2016 году несколько компаний испытывают уличных роботов-курьеров. С 2016 года началось коммерческое применение уличных роботов-курьеров. Одна из непростых задач для создателей таких роботов, - это разработка алгоритма, который бы позволял роботу находить свой путь в потоке людей, но так, чтобы исключить риск столкновения с ними, по-крайней мере, по вине робота.

Трудно недооценить эффективность использования наземных роботов-курьеров. Как ожидается, это приведет к снижению стоимости доставки по-сравнению с использованием курьеров-людей, а значит, снизится себестоимость оказания услуги, что послужит дополнительным стимулом к внедрению таких устройств. И, наконец, но не по степени важности, товар будет доставляться покупателю быстрее! В проигравших окажутся люди, работавшие курьерами - их востребованность в ближайшие годы будет снижаться. Что же, это лежит . О решении данной проблемы придется позаботиться правительствам, например, вводя гарантированные выплаты населению.

Перед доставкой летающими беспилотниками наземная доставка роботами имеет то явное преимущество, что ни груз, ни курьер не свалятся вам на голову даже в случае, если "что-то пойдет не так". Конечно, важно еще посмотреть, как будет восприниматься этот робот в человеческом сообществе - воровство и вандализм никто не отменял. Не станут ли нападения на роботов слишком частыми? Готовы ли будут покупатели иметь дело с таким "робокурьером"? Скорее всего, проблемы окажутся решаемыми, и автономные робосистемы наземной доставки вскоре получат заметное распространие. По-крайней мере, в районах, где живут цивилизованные и здравомыслящие люди.

В некоторых странах начали модифицировать законодательство с тем, чтобы сделать легальным использование уличных роботов-курьеров, например в Эстонии.
2017.09.28 .
Появились города, где роботам не рады и внесли соответствующие запреты на их применение.

Роботы адаптируются к городской инфраструктуре. Например, при движении по тротуару они разгоняются не быстрее 5-6 км/ч, а при движении по велодорожке могут наращивать скорость до 12-14 км/ч. В то же время, они, в основном "имитируют" пешехода - переходят дороги по "зебрам", движутся по тротуарам и велодорожкам, а не по улицам, в общем потоке с автомобилями. В какой-то момент возможно появление также роботов-курьеров, представляющих из себя автономный автомобиль, а не тележку-"пешехода".

Сложности внедрения роботов-курьеров в России

  • Потребности в такого рода автоматизации нет, курьеров много, их использование экономически эффективно;
  • Нет ПДД для наземных беспилотников;
  • Нет процедур сдачи-приемки товара у роботизированных курьеров (электронной транспортной накладной), нет процедуры разрешения споров при выявлении ошибок, недостачи или повреждения товаров.

Прогноз появления роботов-курьеров в России - с 2023 по 2028 годы.

Примеры решений

, Oxbotica, Объединенное Королевство

, ZMP, Япония

Уличный робот-курьер, разработанный в японской компании ZMP. Устройство предназначено для автономной доставки разнообразного фаст-фуда, преимущественно - сашими.

Carry, Dispatch Robotics, США

Deli, Woowa Brothers / Korea University, Южная Корея

, Marathon Robotics, Австралия (и Domino"s Robotic Unit)

робот-курьер для доставки пиццы. Автономный. Багажное отделение разблокируется вводом кода в мобильном приложении покупателя. Максимальная скорость - до 20 км/ч. Ориентация по GPS. Li-Ion - батарея. Зарядка от сети 220 В.

EZ-Pro, Renault, Франция

, Piaggio, Италия

Девайс под названием Gita, это не только уличный робот-курьер, но и автономный чемодан или персональный грузовой сервисный робот: система приспосабливается к темпу ходьбы владельца, а в темноте включает габаритные светодиоды.

Google, США

, JD.com, Китай

Четырехколесный робот-посыльный китайской компании JD.com. Экспериментальный образец.

Kiwi, США

Компания Kiwi, Беркли, Калифорния развернула более 20 малых наземных робокурьеров в Калифорнийском университете. Аппараты доставляют продукты студентам и местным жителям. По данным Techcrunch на 2018.08, роботы уже осуществили свыше 10 тысяч доставок! Стоимость одной доставки не превышает $4, а для владельцев подписки на Kiwi Prime (которая обойдется в $14,99 в месяц) она и вовсе составит 99 центов. В ближайшее время подобные системы появятся и в других областях штата - их развертывание ожидается, в частности, в Сан-Хосе и Стэнфорде. Скорее всего, в самое ближайшее время робокурьеры придут и в Нью-Йорк. 2018.08.21 .

Lotte, Cleveron, Эстония

, Marble, США

Moby Mart, Wheelys, Швеция

В 2017 году шведы из Wheelys испытали мобильный автономный супермаркет MobyMart: покупки внутри экзотической системы осуществляются при помощи мобильного приложения, причем магазин самостоятельно отслеживает объемы товара на полках.

Проект стартапа Nuro. Компания намерена автоматизировать доставку бакалейных товаров, выполненных заказов из прачечных и доставку еды из близлежащих ресторанов.

Robomart

Версия автономного "магазина на колесах" от стартапа Robomart.

SameDay, FedEx, США


Scout, Amazon, США

2019.01.24 В Amazon начали тесты системы автономной доставки товаров уличными роботами-курьерами Scout. Это шестиколесная мини-платформа, которая будет перевозить товары по тротуарам в дневное время по будним дням. Во время испытаний роботы будут доставлять заказы в сопровождении человека - сотрудника Amazon. Устройство разрабатывали в подразделении Amazon в Сиэтле. Робот способен обходить препятствия, включая людей и животных. Видео: Youtube.com

, Segway, Китай

Персональное транспортное роботизированное средство с функциональностью робота-курьера, телеприсутствия.

Serve, Postmates, США

TwinswHeel, Франция

Новости

2015.11 Идут тесты робота-курьера Sidewalk http://www.sidewalkdelivery.co/ , прототип которого создан в Superum (superum.eu) сотрудничестве с DHL. Руководитель команды - Роман Дроков. "Коробка на колесах", созданная для доставки корреспонденции и мелких посылок по городу. Подразумевает наличие "дружественного" городского ландшафта. Груз защищен кодовым замком. Не вандалоустойчив. Стоимость - 2500 евро. Пока что с телеуправлением, цель разработки - добиться полной автономности.