Александрийский маяк сейчас. Всемирная история в лицах. Внутри Фаросского маяка был построен спиралевидный пандус для доставки дров и масла на верхотуру

Александрийский маяк

В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет огня отражался от бронзовых пластин) языков пламени, а днем - столб дыма. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство,™ разным данным, ушло от 5 до 20 лет, а завершен он был около 280 года до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. Общая высота маяка составляла 117 м.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Маяк Маяк – высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, на пути следования судов – для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где абсолютно нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

7. Фаросский маяк Александр Македонский, завоевывая мир, заложил немало городов. Он основал Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую, Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану (нынешний Герат) и много других, а в 332

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Радио - маяк А почему, интересно, никто из нас не вспомнил, что в самолете есть радио? Вспомни мы об этом вовремя, наверняка бы не сбились и без компаса....Многие сотни лет верой и правдой служат морякам световые маяки. Во всех океанах и морях Земли указывают они вспышками

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Александрийский маяк В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Зачем был нужен Александрийский маяк? В III веке до нашей эры в египетской Александрии был построен маяк, чтобы прибывающие в бухту города корабли могли успешно обходить прибрежные рифы. Это сооружение состояло из трёх мраморных башен, самая верхняя из них напоминала по

Из книги автора

Радиолокационный маяк Радиолокационный маяк – это приемо-передающее устройство, радиостанция навигационного назначения.Радиолокационный маяк работает совместно с радиолокационной станцией, которая установлена на самолете, судне или любом другом движущемся

Из книги автора

Радионавигационный маяк Радионавигационный маяк – передающая радиостанция с известным местоположением, которая непрерывно излучает специальные радиосигналы.Суда и самолеты могут на борт принимать радиосигналы, посланные радиостанцией, по которым они и определяют

Из книги автора

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк является одним из

Маяк находился на острове Фарос близ побережья древнеегипетского города Александрия. История маяка связана с основанием этого города Древнего Египта . На самом деле, город по сравнению с другими древнеегипетскими городами, не такой уж и древний. Он появился в 332 году до н.э. благодаря знаменитому завоевателю Древнего Египта – Александру Македонскому.

Весьма тщательно Александр Македонский выбирал место для будущего города. Он определил район поселения не в самой дельте Нила, а на 20 миль южнее, хотя, казалось бы, именно в Дельте пересекаются две важнейшие водные дороги: по морю и по реке Нил. И всё же город был основан чуть в стороне от Дельты, чтобы воды великой реки не забили илом и песком городскую гавань. Александрия задумывалась как важнейший торговый центр на пересечении речных, морских и наземных путей трех континентов. Такой центр должен был иметь собственную хорошо защищенную гавань.

Для оборудования такой гавани необходимо было провести целый ряд серьезных инженерно-строительных работ. Первоочередной задачей было сооружение дамбы, соединяющей берег с островом Фарос, а также строительство мола, ограждающего гавань от песка и ила, который многочисленные рукава Нильской дельты в изобилии несут в море.

В результате у города оказались сразу две отличные гавани. Одна из них предназначалась для торговых кораблей, прибывающих со стороны Средиземного моря, другая принимала суда, идущие по реке Нил.

В 323 году до н.э. Александр умер, и вскоре после этого город перешел во владение нового властителя Египта - Птолемея I Сотера.

Во времена его правления Александрия превратилась в богатый и процветающий город-порт, и не последнюю роль в этом сыграло сооружение маяка.

Задачей маяка было обеспечение безопасности мореплавания в прибрежных водах, и благодаря этому увеличились объемы торговли, осуществляемой через Александрийский порт. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта – в нем преобладают низменности и равнины, и для успешного плаванья морякам всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Впрочем, эту задачу мог бы выполнять маяк гораздо более низкий. Даже маяк высотою в 35 м (а это высота другого Чуда Света древности – Колосса Родосского) для этих целей был бы несколько чрезмерен.

Скорее всего, в число наиболее важных функцией Александрийского маяка входило обеспечение безопасности от нападений с моря столицы государства Птолемеев. С моря могла исходить наибольшая угроза для Египта, который от нападений врагов на суше был естественных образом защищен пустыней.

Именно для обнаружения противника на значительном расстоянии от берега требовался наблюдательный пункт значительной высоты. Это было особенно актуально ввиду отсутствия вблизи Александрии каких-либо естественных возвышенностей, на которых можно было организовать такие наблюдательные пункты.

Возведение столь грандиозного сооружения требовало значительных интеллектуальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые сложно было бы привлечь в неспокойное военное время. Однако, к началу III в. до н. э. сложилась благоприятная обстановка для начала строительства. В это время, приняв титул царя, Птолемей завоевал Сирию, уведя в качестве рабов в Египет огромное количество евреев. Другими важными событиями оказались заключение мира между Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом в 299 г. до н.э., а также смерть злейшего врага Птолемея – Антигона, и раздел его царства между диадохами.

Именно после 299 г. до н.э. и началось возведение маяка на острове Фарос. Назвать точную дату строительства довольно сложно. Называют 290, 285 и т.д. годы до н.э.

Остров Фарос в 285 году до н.э. был соединен дамбой с материком, что значительно облегчало проведение строительных работ.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений подобного типа – тонких одиночных башен. Он больше напоминал футуристический небоскреб.

До наших дней не сохранилось точных сведений о размерах и конструкции Александрийского Маяка.

Высота маяка составляла от 120 до 180 м. Он представлял собой трехъярусную башню, стены которой были сложены из скрепленных раствором с примесью свинца мраморных глыб.

Основание маяка имело мощный фундамент в форме квадрата из гранита или известняка с длиной стороны около 180 – 190 м. На этой площадке располагался дворец или крепость с четырьмя башнями по углам. Этот самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Вдоль его стен внутри проходил наклонный въезд, по которому наверх могла взобраться запряженная лошадью повозка.

Второй ярус был возведен в форме восьмиугольной башни, а третий ярус Александрийского маяка напоминал цилиндр, увенчанный опиравшимся на колонны куполом. На вершине купола гордо смотрела на мир огромная статуя бога Посейдона – повелителя морей. Огонь горел на площадке под ним. Сохранились свидетельства, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии шестидесяти, а то и ста км.

Внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять на самый верх топливо для костра.

Винтовая лестница вела вдоль стен к вершине маяка вела, по ней обслуживающий персонал и посетители поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Там было установлено массивное вогнутое зеркало, по всей вероятности, изготовленное из отполированного металла. Оно должно было отражать и усиливать свет костра. Согласно источникам, яркий отраженный свет в ночное время указывал кораблям путь к гавани, а днем вместо него вверх поднимался видимый издалека огромный дымовой столб.

Александрийский маяк сразу же по окончании строительства был признан одним из семи чудес света, став предметом восхищения всего античного мира. Его силуэт изображали на сосудах, чеканили на монетах, отливали и вырезали в виде сувенирных статуэток для греческих и римских путешественников. Маяк сделался символом Александрии. В восторженных тонах описывали маяк Страбон и Плиний Старший.

Почти 1000 лет указывал судам дорогу Александрийский маяк. Землетрясения понемногу разрушали его. В 1183 году он всё ещё высился на острове, в этот год Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Грандиозное сооружение настолько потрясло его, что он воскликнул: «Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!». Александрийская бухта к XII веку настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. В XIV веке он был полностью уничтожен землетрясением. Мамлюкский султан Кайт-бей в 1480 году построил на фундаменте маяка крепость, которая получила имя своего создателя. Крепость эта стоит и поныне.

об Александрийском маяке

  • Маяк возвели в городе Александрия, основанном Александром Македонским. Великий полководец заложил в различных концах своей необъятной империи как минимум 17 городов с аналогичным названием. Бесследно исчезли почти все эти города. И только Египетская Александрия процветала в течение многих столетий и благоденствует по сей день.
  • Маяк создал архитектор Сострат из Книдии. Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, желал, чтобы было выбито на камнях только его царственное имя, и чтобы его именно почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, гордый своим творением, нашел способ увековечить своё имя. Он выбил такую надпись на каменной стене: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", затем покрыл эту надпись слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Прошли века, и штукатурка осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.
  • Александрийский маяк – седьмое чудо света – на самом деле является восьмым чудом. Вторым чудом света до его постройки считались стены Вавилона. Когда маяк был возведён, современники настолько были поражены этим выдающимся сооружением, что стены Вавилона попросту вычеркнули из списка Семи чудес света и внесли в него маяк как самое последнее, новейшее чудо.
  • По всему свету разлетелась весть о Чуде, и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто – Фаросом. Позднее слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (французском, испанском, румынском).
  • А в русском языке от него произошло слово «фара».

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – . Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Александрийский маяк: краткое описание на доклад

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как .

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения ) город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк на острове Фарос: предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.


Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов. Притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро. Как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет. Часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка.

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света. Хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э..

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птолемей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя. А затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Как выглядел Фаросский маяк

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

    со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
    Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
    Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
    Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
    Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
    Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
    Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
    Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
    На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
    Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
    Чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра. Он, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Александрийский маяк: крушение

Прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше. Они восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

Александрия - второй по значимости город в современном Египте. Основан он был еще в IV в. до н. э. Александром Македонским. А в III в. до н. э. здесь появилось одно из семи чудес света - Александрийский маяк. Это был первый в мире маяк, то есть сооружение, которое обеспечивает ориентирование кораблей.

Маяк построили на небольшом острове Фарос в Средиземном море. Огромное сооружение возвели всего за пять лет вместо планировавшихся двадцати и закончили около 283 г. до н. э. Строительство происходило при Птолемее II, царе Египта.

Существуют многочисленные описания этого чуда света, дополненные в последние годы данными подводных археологических экспедиций. Общая высота маяка составляла 120–140 метров (пирамида Хеопса - 147 метров, а высота Петропавловского собора в Санкт-Петербурге - 122 метра). Составляли Фаросский маяк три мраморные башни, располагавшиеся на основании из массивных каменных блоков. В первой прямоугольной башне находились помещения для рабочих и солдат. Каждая сторона нижней каменной призмы составляла 30 метров. Высота этой части маяка составляла 60 метров. Второй была сорокаметровая восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим на верхнюю башню. Верхняя башня имела цилиндрическую форму, именно на ней горел огонь, помогавший кораблям миновать рифы и достичь бухты. Восемь колонн составляли цилиндрическую колоннаду с куполом, на котором размещалась восьмиметровая статуя Посейдона (или Зевса Спасителя).

Свет был виден на расстоянии 60–100 километров. Это обеспечивалось использованием отполированных бронзовых зеркал, которые стояли за пламенем и направляли свет в море. Топливо (дерево) подвозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных мулами.

Архитектором был Сострат Книдский. Точные даты жизни этого творца неизвестны. Он был родом из малоазийской Карии. Его отцом был архитектор Дексифан, учитель и соавтор ряда сооружений. Сострат построил ряд зданий в Дельфах и висячую площадку для прогулок в Книде. На каменных блоках Фаросского маяка была выбита надпись: «Сострат, сын Дексифана, книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей». Некоторые источники считают, что Сострат Книдский из личных средств внес немалую долю на строительство чуда света, которое обошлось в 800 талантов.

Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением. Арабы попытались восстановить маяк, который к концу XIV в. возвышался на 30 метров. А через сто лет на этом месте была воздвигнута крепость.

Тип сооружения, начало которому положил Фаросский маяк, существует и в наши дни. Слово «маяк» стало использоваться в переносном смысле. В советское время были «люди-маяки», то есть передовики производства, на которых были призваны равняться все остальные. Свет маяка стал восприниматься как символ надежды на спасение, как финишная точка в долгом странствии, как то, о чем мечтают. Чудо осталось.

Продолжаем серию рассказов LifeGlobe о чудесах античности. На очереди Александрийский маяк, также известный как Фарос Александрии - башня, возведенная между 280 и 247 годами до н.э. на острове Фарос в Александрии, Египет. Главной задачей маяка было вести моряков в гавань в ночное время

Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составлял от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле. Именно поэтому маяк включем в список 7 древних чудес света

Маяк возвышался на платформе из огромных каменных блоков и состоял из трех мраморных башен. Первая, самая большая башня, была прямоугольной - в ней располагалось множество помещений. Прямо здесь жили солдаты и рабочие, обслуживающие маяк. Вторая башня была поменьше, в форме восьмиугольника, и служила переходом в самую верхнюю башню в форме цилиндра, где и горел огонь маяка

Свет Александрийского маяка был настолько мощным, что его было видно за 60 километров. Для поддержания пламени требовалось много дров, которые подвозились на специальных телегах по пандусу средней башни. За пламенем располагались зеркала из бронзы, отражающие свет в сторону моря. Древние легенды гласили, что свет от маяка способен был сжечь вражеские корабли еще до приближения к берегу

Маяк был сильно поврежден землетрясением 956 года, затем снова в 1303 и 1323 годах. Последние два землетрясения повредили величественное сооружение до такой степени, что остались одни только руины, разобранные в 1480 году, когда султан Египта построил на месте маяка оборонительный форт, использовав камни прежнего сооружения. Бронзовые листы-отражатели были переплавлены на монеты

Французские археологи во главе с Жаном-Ивом Эмперье обнаружили остатки маяка в конце 1994 на дне восточной части гавани Александрии. Часть из них была поднята на поверхность, но большинство все еще остается под водой. Это место является популярным у дайверов, совершающих туда заплывы

Маяк до сих пор остается символом города Александрии. Стилизованное изображение Маяка можно обнаружить на флаге и печати города, а также на печатях многих гос. заведений, включая Александрийский университет

Как и в случае с другими древними чудесами света, такими как статуя Зевса в Олимпии, мавзолей в Галикарнасе , или храм Артемиды в Эфесе, у маяка есть несколько копий, построенных в разных уголках мира. Хорошо сохранившаяся древняя гробница в Египетском городе Абусир, предположительно, является уменьшенной моделью Александрийского маяка. В народе его даже называют маяком Абусира - это трехэтажная башня высотой примерно в 20 метров, квадратной платформой в основе, восьмиугольным миделем и цилиндрической верхней секцией. Возведено это сооружение было во время господства Птолемея II (285–246 до н.э), что примерно совпадает со временем постройки маяка в Александрии